Метроном - маятниковый прибор для отсчета коротких промежутков времени, употребляется при определении темпа в музыке.
***
80 лет назад стук этого прибора жадно ловил по радио один большой город.
Дни и ночи он звучал он в эфире, как пульс бьющегося сердца. Пульс города.
Одни слушали его, как великую и прекрасную музыку. Другие - как приговор, как свидетельство преступления против человечества. Слушали внимательно. Следили за ритмом. За тем, чтобы не прерывался этот стук.
Пока он был в репродукторах, это означало, что город держится, воюет и живет.
***
«У каждого был свой спаситель. Они появлялись из тьмы промерзших улиц, они входили в квартиры, они вытаскивали из-под обломков. Они не могли накормить, они сами голодали, но они говорили какие-то слова, они поднимали, подставляли плечо, протягивали руку. Они появлялись в ту самую последнюю, крайнюю минуту, когда человек, прислонясь к стене, сползал вниз, когда, присев на ступеньку подъезда, он уже не находил сил подняться...
Те, кто спасал, те, кто за кого-то беспокоился, кому-то помогал, вызволял и кого-то тащил, те, на ком лежала ответственность, кто из последних сил выполнял свой долг - работал, ухаживал за больными, за родными,- те, как ни странно, выживали чаще.
***
Сегодня мы говорили о силе духа. О моральных ценностях. Духовной победе. Об амплитуде человеческих страстей, которая может возрасти чрезвычайно - от падений до наивысших проявлений сознания, любви, преданности».
О том, почему...
«В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам...»
Февральский дневник.
Январь-февраль 1942 г.
Мы говорили о блокаде.
Иллюстрация к посту: «Блокадные окна». Работы учеников 1-4 классов гимназии.